Гром и молния

 


В мировой культуре молния  олицетворяет  божественную волю Небес (молния — важнейший атрибут богов: символ могущества и величия Брахмана, древнегреческого Зевса и др.). У тюркских народов громом и молнией управлял великий Тенгри, которые по его велению наказывали зло.
 

С первым весенним громом у тюрков связано ряд поверий. Растительную пищу не разрешалось употреблять до первого грома, не освященного Небом: после грома, насыщенной силой травой, будет вскормлен скот и принесет больше приплода и молока. О старинном обычае казахов во время первого грома бить по ведрам или по кереге юрты писал Ч. Валиханов, связывая этот обряд с заклинаниями обилия молока и приплода. Первую апрельскую молнию казахи называли «Қызыр қамшысы» — «камча Кызыра». Қызыр – одно из имен мифического персонажа Қыдыр ата – дарителя изобилия, счастья и богатства в тюркской мифологии.  Дом, пораженный молнией, считали заслужившим гнев Тенгри, а человека, убитого молнией, «освященным»; выживший же после удара молнией, считался вновь рожденным человеком, преображенным.

.